А ты готов к цифровизации ПТС?

Если паспорт гражданина РФ со встроенным чипом станет повседневной реальностью еще не скоро, то вот документ, «удостоверяющий личность» автомобиля, станет обязательно цифровым уже в ноябре текущего года. Правда, электронный ПТС может оказаться далеко не таким уж благом для автовладельцев.

Оцифровка автомобильного мира

В тестовом режиме электронные автопаспорта стали выдавать с июля текущего года, но сейчас никто не запрещает пользоваться бумажной версией документа, а вот в ноябре это будет невозможно. С наступлением холодов бумажные ПТС благополучно канут в Лету, уступив место своим электронным собратам. Все желающие могут сейчас заменить бумажные ПТС на электронный вариант в ГИБДД или при прохождении техосмотра,

Новенькие машины уже приходят к своим владельцам с электронным паспортом (ЭПТС). Все дело в том, что оформлением цифровых документов на транспортное средство занимаются как сами изготовители, так и представители таможни. Дилеру при продаже автомобиля остается лишь вписать номер ЭПТС в договор. Поддержанные авто, импортируемые частными лицами, также не останутся в стороне. Оформлением электронных ПТС для них займутся специалисты испытательных лабораторий.

Стоит отметить, что переход на электронные автопаспорта не отразится на росте или спаде приобретения автомобилей в кредит. Сотрудники банка всю информацию о кредите будут вносить в цифровую версию документа. А продавая машину по трейд-ин, данные о новом владельце и вовсе можно внести лично, зайдя в соответствующий раздел на сайте Госуслуг или портале электронных автопаспортов. Весь необходимый для этого функционал уже настроен и работает в полноценном режиме.

Прозрачность и контроль

Как отмечают эксперты, переход на электронные паспорта позволит вывести автосферу на совершенно новый уровень. В документе будет видна вся информация по автомобилю: от технических данных до отображения сведений о нахождении транспортного средства в кредите или залоге, о том, был ли автомобиль когда-то угнан или находился под арестом приставов и т.д. В дополнительных графах будет указана информация обо всех взносах, техосмотрах, страховке и проведенных ремонтах. Таким образом, вся история и жизнь автомобиля будет как на ладони, благодаря возможности внести до 150 параметров и данных, что позволит уйти от мошенничества и обмана, как со стороны владельцев, так и со стороны продавцов.

Самое примечательное, что различные данные будут вноситься в электронный ПТС только компетентными сотрудниками и подтверждаться электронной подписью. То есть данные о техосомтре не сможет исправить дилер, а страховщики не смогут изменить сведения, внесенные в ЭПТС сотрудниками ГИБДД. Подобные ограничения повысят уровень информационной безопасности и позволят избежать неприятных сюрпризов, что нередко бывало в век бумажных автопаспортов. Собственник также имеет право внести изменения, например, при продаже автомобиля, но сможет это сделать лишь после подачи заявления на портале Госуслуг или при посещении МФЦ.

Хранить и потерять нельзя

Одним из главных преимуществ электронных паспортов на автомобиль перед бумажным вариантом документа является то, что потерять его не получится. Ведь на руки владельцу ЭПТС выдаваться не будет, собственник транспортного средства получит лишь выписку из автопаспорта. Изначально именно этот документ, содержащий краткую, самую важную информацию об автомобиле, получает автовладелец у дилера при покупке машины. Если эта выписка будет утеряна или понадобится еще одна, то ее всегда можно будет заказать через портал Госуслуг.

К слову сказать, чтобы оформить ЭПТС, владельцу нужно будет заплатить госпошлину в размере 600 рублей, а за все изменения придется доплачивать по 250 рублей. Вот только как-то распечатать или сохранить сам ПТС нового формата на руках не получится, электронные автопаспорта будут храниться в единой базе. Владелец, которому понадобится взглянуть на сведения в ПТС, должен будет зайти туда и зарегистрироваться или авторизоваться через портал Госуслуг, чтобы иметь возможность просмотреть все имеющиеся данные. Если же требуется всего лишь удостовериться, что ЭПТС не просрочен и не ликвидирован, то для этого нужно лишь указать индивидуальный номер автопаспорта или VIN транспортного средства.

Еще одним положительным моментом в переходе на ЭПТС является тот факт, что при попытке внесения информации сторонними лицами, «умная» система автоматически уведомляет об этом владельца, отправив ему действующую выписку, что позволит оперативно отразить атаку мошенников.

Хотели как лучше, получится как всегда?

С одной стороны отказ от бумажных ПТС имеет многочисленные плюсы, делая любые действия с транспортным средством понятными и видимыми всеми заинтересованными лицами, при этом уровень безопасности возрастает в разы. Переход к цифровым автопаспортам позволит значительно ускорить процедуру регистрации транспортных средств, а процесс прохождения таможни станет легче и быстрее. Но, как отмечают не только сами автомобилисты, но и эксперты, существуют несколько «подводных камней», которые могут сослужить плохую службу.

В первую очередь, необходимо обеспечить бесперебойную работу базы электронных паспортов. Ведь бумажный ПТС всегда можно показать сотруднику ГИБДД, страховому агенту и т.д. А вот получение данных из электронного автопаспорта может быть затруднено, если произойдет какой-то сбой в работе системы. Особенно это актуально в сельской местности, где не только на дорогах, но и в населенных пунктах часто бывают перебои с Интернетом и даже мобильной связью. И тогда процесс знакомства с информацией из ЭПТС будет затруднительным и долгим.

Кроме того, в современном высокотехнологичном обществе есть такая проблема, как компьютерные преступники – хакеры, которые могут устроить автомобилистам настоящую диверсию и взломать базу ЭПТС. Представьте, что начнется, если в один прекрасный день хакерская атака просто уничтожит все цифровые паспорта, а на их восстановление потребуется далеко не один день. И как быть в этом случае автовладельцам, у которых на руках останутся всего лишь выписки из электронных ПТС, свидетельствующие о былом технологическом прорыве в сфере цифровой документации?

Кстати, сбой в системе может усложнить жизнь автодилеров и страховщиков. Ведь отсутствие доступа к базе или утеря данных заблокирует работу, люди не смогут приобрести автомобиль, застраховать его или продлить страховку. Даже простое зависание системы может превратить минутное дело в многочасовое ожидание.

Но самое главное – это отсутствие упоминания в законе ЭПТС. Речь, как не трудно догадаться, идет о Федеральном законе «О персональных данных» и оформлении полиса ОСАГО, для получения которого требуется оригинал ПТС, а не выписка с сокращенными данными. Пока что представители Российского союза страховщиков уверяют, что здесь проблем не должно возникнуть, дескать, фактически электронные автопаспорта не отличаются от привычных бумажных, и переход к ним не должен стать причиной отказа в получении полиса ОСАГО.

С одной стороны, логика в этом есть, с другой, зная российские реалии, можно ожидать какого-то подвоха со стороны страховых компаний, желающих подзаработать на законодательном упущении. Кроме того, сами автовладельцы могут выкопать себе ловушку. Ведь сейчас, согласно Федеральному закону «О персональных данных», собственник транспортного средства может и не указывать свои личные данные в автопаспорте. Но отсутствие определенной информации может стать препятствием в процессе заключения договора ОСАГО и получения полиса. Единственной возможностью доказать свое право собственности для владельца останется предоставление иного документа, подтверждающего это право.

Станет ли это столкновение закона и порядка существенной проблемой после перехода на электронные ПТС, покажет время. Впрочем, есть еще шанс, что за оставшееся месяцы до часа Х все нестыковки будут рассмотрены компетентными органами и службами, которые попытаются либо от них избавиться, либо максимально сгладить углы.