Быстро и в одном месте оформить большое количество протоколов на автомобилистов – легко, если на оживленном участке штрафовать на переходе за непропуск пешехода. Сотрудники ГИБДД нередко пользовались этим методом, что вызывало общественный диссонанс. Наконец, высшее руководство решило поставить жирную точку в этом вопросе и обуздать пыл ретивых ДПСников выполнять показатели на ровном месте.
С чего все началось
В 2012 году Верховный суд РФ объяснил, что оформлять протокол в случае непропуска человека на пешеходном переходе нужно только тогда, когда пешеход был вынужден действиями водителя изменить свою скорость или направление. Прошло восемь лет, а адекватной реакции от ГИБДД не поступало. Видимо, информация была столько тяжелой, что потребовалось почти десятилетие, чтоб «переварить» ее.
Штрафовать водителей за формальное отступление от правил дорожного движения стало привычкой. Долгие годы решение высшей судебной инстанции на практике не реализовывалось. Инспектора на местах либо игнорировали информацию, либо просто о ней не слышали.
Что написано в правилах
Обратимся к правилам дорожного движения. В п.13.1 написано, обязанность водителя при повороте на перекрестке – уступить людям, переходящим проезжий участок дороги, на которую поворачивает водитель. В пункте 14.1 автомобилист должен уступить проезжую часть гражданам без лошадей, которые решили перейти дорогу или вступили на участок пешеходного перехода без регулировки, а также переходящим трамвайные пути. Часть инспекторов понимают эти правила буквально. Пешеход на зебре, машина должна стоять перед ней и впасть в кому.
Штрафы немаленькие. 1500-2500 руб. определяет ст.12.18 КоАП –за то, что водитель не пропустил пешехода. Например, человек уже на противоположной полосе движения от автомобиля или оставил далеко за спиной транспортное средство. Водитель не может начать движение. Увидит инспектор, оформит нарушение, не моргнув глазом.
Добро побеждает зло
Здорово, что есть люди, которые не боятся идти против системы. За восемь лет накопилась целая куча штрафов, обжалованных водителями. Руководство ГИБДД разродилось и решило научить своих сотрудников правильно штрафовать. Начальник Черников решил еще раз пролить свет на столь сложную тему для многих гаишников.
-Водитель, находясь за рулем транспортного средства, обязан не создавать помеху человеку, переходящему дорогу. Пешеход не должен из-за машины менять траекторию и скорость движения. Если это условие соблюдено, то основания составлять протокол нет, — такова основная мысль разъяснения.
Для фиксации явного правонарушения потребуется видеозапись и показания пешехода. Изменения, которые давно ждали, наконец-то вступили.