Нововведения в отношении ТО, вступающие в силу 1 марта 2021 года

С начала весны следующего года российских автолюбителей будут ждать изменения в прохождении техосмотра автомобиля. Нововведения коснутся диагностических карт, новых тарифов и штрафов, фотофиксацию транспортного средства и координаты прохождения технического осмотра.

Новые вводные в процедуре техосмотра автомобиля должны были появиться ещё летом этого года, но в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране их пришлось отложить. Теперь автолюбители ожидают этих перемен в следующем году, а именно с 1 марта 2020 года.

Электронная диагностическая карта

МВД России была введена в действие новая система ЕАИСТО (Единая Автоматизированная система технического осмотра). Она представляет собой общую базу данных, которая содержит и обрабатывает сведения о прохождении технического смотра всех транспортных средств.

Теперь при поступлении автомобиля в автосервис техник, обслуживающий транспорт, должен будет выполнить вход в систему ЕАИСТО при помощи своей специальной электронной подписи. Отмечается, что сделать это смогут только автосервисы, которые авторизовались в системе.

Технический осмотр автомобиля начнётся тогда, когда в новую систему будет загружена первоначальная его фотография. Дальнейшее прохождение ТО также будет проводиться в онлайн-режиме под наблюдением. В случае отклонения от установленных норм система не позволит продолжить работу.

Кроме того, новая система будет проводить анализ пропускной способности автосервиса и самостоятельно считать количество машин, которые поступили на ТО. Вместе с этим пропускная способность будет указываться автосервисом при аккредитации в Российском союзе автостраховщиков.

Также сервис не сможет принимать более 5% клиентов свыше его пропускной способности. Иначе программа откажется оформлять машину.

Предполагается, что введение новой системы ЕАИСТО поможет избавить рынок технического осмотра от так называемых прохождений ТО «для галочки». То есть, когда автомобилисты покупают диагностические карты только для того, чтобы оформить страховку, при этом даже не заезжая в автосервис для проверки технического состояния своего транспортного средства. Статистика показывает, что сейчас так делают около 80% россиян. Для усиления мер в искоренении таких водителей будут применяться ещё несколько нововведений.

Фотофиксация и координаты

В следующем году при поступлении автомобиля в технический сервис необходимо будет вносить его фотографию в систему ЕАИСТО. Такое же фото нужно будет загрузить и по окончании работ при выезде транспортного средства из автосервиса. Помимо этого, обязательно необходимо будет указывать координаты автомобиля.

Стоит отметить, что на сделанных фотографиях должна быть чётко видна передняя часть автомобиля, где будет распознаваться его марка, цвет и регистрационный номер. Изначально также предполагалась фотография и VIN-номера машины, но позднее это было решено исключить.

Что касается координат автомобиля, то они должны быть такими же, какие координаты указаны и у пункта технического осмотра, которые аккредитованы в реестре операторов. Такая мера поможет удостовериться, что автомобилист действительно прошёл технический осмотр в указанном автосервисе в указанные сроки.

Новые тарифы

Уже долгое время подвергается критике действующая система для определения цен на прохождение техосмотра. Такое происходит из-за того, что автосервисы не указывают настоящую цену за свои услуги. Действующие тарифы также уже давно перестали быть в соответствии с ростом цен и не включают в себя заработную плату работников.

Министерство экономического развития России предложило установку нижней планки стоимости услуг. Новую методику расчёта стоимости вместе с этим готовит и Федеральная антимонопольная служба, которая предлагает обозначить формулу справедливой цены в зависимости цен на услуги. Верхняя же планка стоимости при этом будет ограничена.

Что касается самих операторов технического осмотра, то они против госрегулировки тарифов, аргументируя это тем, что стоимость за оказанные услуги должна быть урегулирована рынком.

Штрафы

Для нарушителей процедуры прохождения технического смотра предусмотрены крупные штрафы. Так, автовладельцы, покупающие диагностическую карту, не проходящую по новой системе, будут подвергаться штрафам. Выяснить, прошёл ли техосмотр водитель, можно будет по государственному номеру машины. Размер штрафа составит 2 тысячи рублей.

Штрафовать также будут и операторов техосмотра, и страховщиков. Если карта будет выдана без проверки транспорта, то последует штраф от 5 до 300 тысяч рублей.

Компании, которые будут выдавать диагностические карты, но не будут зарегистрированы в РСА, понесут уголовное наказание за незаконную деятельность. Такая ответственность грозит и водителям, которые осознанно будут проходить ТО в подобных организациях. Дело будет заведено по ч. 3 ст. 327 УК РФ «Приобретение заведомо поддельного документа». Наказание за это предусмотрено до 1 года лишения свободы.

Список операторов, которые прошли аккредитацию, появится и будет доступен в срок до 1 марта. Наказание за вышеперечисленные действия вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Сроки прохождения техосмотра для разных автомобилей

Правда, стоит отметить, что некоторые нововведения действуют уже с апреля 2020 года.

В связи с ситуацией, связанной с COVID-19, до конца сентября при оформлении страхового полиса не нужно было предоставлять страховщикам свою диагностическую карту. Теперь же все автолюбители должны это сделать до ноября. В противном случае, если произойдёт ДТП, все убытки придётся возмещать водителю из своего кармана.

Кроме того, изменилось и требование к возрасту транспортных средств и частоте получения карты. Теперь транспорт, младше 4 лет, может не проходить ТО вовсе. Владельцам машин, возраст которых варьируется от 4 до 10 лет, придётся проходить осмотр раз в пару лет. Машины старше десяти лет и такси до пяти лет должны проходить проверку каждый год. Это касается и мототранспорта, полуприцепов и грузовиков, массой до 3,5 тонны.

Также ежегодно должны являться на технический осмотр автобусы и грузовики массой свыше 3,5 тонны. Такое же требование и к учебным машинам возрастом до пяти лет. Такси или вышеперечисленный транспорт, возраст которых превышает пять лет, обязаны проходить ТО раз в 6 месяцев.