Способы охлаждения автомобильного салона

Ископаемое топливо, сгорая в цилиндрах двигателя, выделяет значительное количество теплоты. Примерно 20-30% преобразуется в механическую энергию, за счет которой происходит движение. Большая часть этой теплоты нагревает двигатель, его системы, окружающий воздух. Зимой, в холодное время года проблем не возникает. Излишки теплоты обеспечивают рабочую температуру силовой установки, обогрев салона.

Летом ситуация противоположная. После нахождения под солнцем при температуре 25-35°С салон превращается в парилку, от двигателя распространяется жар. Высокая температура под капотом плохо сказывается на работоспособности мотора, перегрев салона негативно влияет на самочувствие водителя, пассажиров.

В чем опасность сильного нагрева машины?

В городах южных стран температура выше +40°С в тени — обыденное явление. Темное лакокрасочное покрытие автомобилей под палящими лучами солнца нагревается так, что вызывает ожог при прикосновении. В средних широтах температура воздуха ниже, но салон все равно прогревается до 60-70°С. Это значение превышает безопасный порог для некоторых веществ.

Длительное пребывание в запертом салоне без кондиционера грозит пассажирам тепловым ударом. Водитель испытывает дискомфорт, пот заливает глаза, реакция на изменения дорожной обстановки замедляется. Ограниченный обдув салона движущегося автомобиля от жары не спасает; человек за рулем вынужден на короткое время отвлекаться от управления машиной, контроля за дорогой.

Для емкостей с жидкостями, газами, находящимися под высоким давлением, возрастает угроза взрыва. Эти емкости — бутылки с газированным напитком, баллончики с освежителем, зажигалки. Разгерметизация бутылки с «шипучкой» попортит обивку салона; разрыв баллончика с лаком для волос, с газом для зажигалок может привести к возгоранию.

Хранение, перевозка в салоне машины, багажнике легко воспламеняющихся веществ может быть опасной. К ним принадлежат очистители, растворители, присадки, не говоря уже о емкостях с топливом. Например, для смазки WD-40 («жидкого ключа») безопасная температура хранения — до 50°С.

Повышенная температура уменьшает срок годности лекарственных препаратов, скоропортящихся продуктов. Употребление просроченных таблеток, продовольственных изделий может вызвать отравление. Использование термо пакетов дает кратковременный эффект, пригодно для замороженных продуктов.

Термо сумки сохраняют от перегрева свое содержимое значительно дольше. При высокой температуре этот срок значительно сокращается по сравнению со сроком хранения при комнатной температуре. Простейшим индикатором перегрева могут служить шоколадные плитки, конфеты. Если они потекли, то использовать термо сумку нет смысла.  

Во время стоянки под солнцем в салоне накапливаются неприятные запахи. Их источают материалы обивки салона, химические вещества, применяемые для очистки, обслуживания. Длительное нахождение в такой среде вредно для здоровья.

Сомнительные способы охлаждения салона

Находчивые водители придумывают, испытывают массу способов охлаждения салона в жару. Не все, не для всяких машин они эффективны, некоторые оказываются нерабочими, даже вредными, опасными. Знакомство с опытом бывалых водителей полезно.

В конструкции некоторых моделей предусмотрен потолочный люк. При необходимости водители открывают его, оставляют в незапертом положении. Этот пассивный способ помогает несколько снизить температуру в салоне. Одновременно в него попадает больше пыли при езде. Если своевременно не закрыть его, не проверить на герметичность, внутрь попадает вода, портит обивку.

На стоянке можно открыть все двери, температура в салоне быстро сравняется с температурой окружающего воздуха. Ездить с открытыми дверями не рекомендуется. Это опасно для едущей машины, других участников дорожного движения. Дверцы необходимо удерживать открытыми, на поворотах они захлопываются.

В правилах дорожного движения (п. 12.7) указано, что ездить с открытыми дверями запрещено, если транспортное средство создает помехи другим участникам. Открытый багажник способствует снижению температуры в салоне. Последствия: ограничивает видимость сзади, в салон попадает больше пыли, разбалтываются петли крепления.

Не рекомендуется во время езды открывать все окна. Обычно достаточно приспустить стекла со стороны водителя или пассажира. В салон попадает не только поток встречного воздуха, но и пыль, выхлопные газы других автомобилей. Неплохая идея — использовать воду. Во время стоянки протирают влажной салфеткой части обивки, брызгают на коврики. Попадание воды на кнопки управления может привести к сбоям электрооборудования.

Как быстрее охладить салон

Внутреннее пространство машины проветривают аккуратно. Если открыть настежь все двери — горячий воздух улетучится мгновенно, а на его место устремится пыль, растительная пыльца, запахи раскаленной дороги, движущихся транспортных средств. Распахнутые двери — препятствие для пешеходов, другого транспорта.

Двери достаточно приоткрыть с подветренной стороны, а с противоположной — приспустить стекла. Для смены воздуха понадобится около минуты. Если в крыше имеется люк — охлаждение произойдет еще быстрее. Температура в салоне снизится, но все равно останется выше температуры окружающего воздуха на 1-2°С, так как нагретые детали салона продолжают отдавать тепло.

Обивка, сиденья, другие предметы в салоне охлаждаются медленнее. Одновременно с пассивным проветриванием запускают двигатель, выбирают минимальный режим обдува, чтобы охладить вентиляционные каналы. Смачивают водой мягкую салфетку, протирают пластиковые, металлические детали салона.

Вода имеет большую удельную теплоту испарения, активно поглощает тепло нагретых деталей, снижая их температуру. Влажную салфетку укладывают на приборную панель, подлокотник кресла. Влага испаряется, происходит дополнительное охлаждение.

Правила использования систем контроля климата

Пассивные способы охлаждения помогают снизить температуру в салоне, но не способны обеспечить комфортные условия для водителя, пассажиров. В простых машинах, в которых нет даже кондиционера, водители ездят, стараясь не обращать внимания на неудобства. Если есть возможность, время для поездки выбирают утром, вечером; в длинных поездках многие предпочитают передвигаться ночью.

В пути лобовое стекло охлаждают жидкостью из омывателя, во время кратковременных остановок обливают прохладной водой. Простые автомобильные кондиционеры, недорогие системы климатического контроля справляются с перегревом салона лишь отчасти из-за небольшой мощности. Они эффективно работают только во время движения автомобиля.

Гораздо больше возможностей создания комфортных условий в салоне предоставляют машины с мощными системами контроля климата. Они не слишком наворочены, имеют 1-2 диапазона регулировок. В режиме «Lo» дефлекторы создают ледяной поток воздуха, а наружная часть лобового стекла остается сильно нагретой.

Интенсивный обдув внутренней стороны стекла холодным воздухом может привести к его растрескиванию из-за большой разницы температур. Холодный поток воздуха направляют вниз, потом выбирают режим «Авто». Через некоторое время система управления автоматически установит оптимальные параметры.

Максимум комфорта обеспечивают продвинутые многозонные системы регулировки климата; у них предусмотрена вентиляция, подогрев сидений. Оснащают такими системами дорогие автомобили. При необходимости снизить температуру в салоне после стоянки сначала его проветривают. Запускают двигатель, закрывают окна, двери, включают вентиляцию на максимум.

Режим климатической установки — AC Max. Если окна, люк оставить открытыми, охладитель может отключиться. Водитель может покинуть салон, предоставив возможность поработать умной автоматике. Вентиляторы продувают салон очищенным воздухом, охлаждают обивку сидений. Какой бы ни была жара снаружи автомобиля, его водитель, пассажиры наслаждаются прохладой, комфортным путешествием.